Госдума 8 июля приняла в финальном чтении проект закона, разрешающий ФСБ иметь собственные следственные изоляторы (СИЗО), в которых будут содержаться подозреваемые и обвиняемые в госизмене, шпионаже, терроризме и экстремизме, следует из опубликован данных на портале нижней палаты российского парламента.
Законопроект воссоздает в стране систему изоляторов ФСБ, которые в 2006 году были переданы в ведение Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). По мнению одного из авторов, главы комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, инициатива позволит отделить находящихся под следствием «шпионов и террористов от несанкционированного общения» с другими арестантами. Таким образом, написал он в телеграм-канале, государство сможет пресечь попытки иностранных разведок и террористических групп связываться со «своими агентами» и вовлекать их «в дальнейшую подрывную деятельность».
Депутат также заявил, что после начала российского вторжения в Украину спецслужбы иностранных государств «кратно активизировали разведывательную и подрывную» работу в стране. В этой деятельности им якобы помогают террористические и экстремистские ячейки. Для доказательства своего тезиса Пискарев привел данные статистики: с 2015 по 2024 год число открытых силовиками дел о госизмене, шпионаже, терроризме и экстремизме выросло в три раза, а количество арестованных по этим делам — в четыре раза.
Законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов менее пяти месяцев назад, 26 февраля.
Как уточняет «Медиазона», даже после 2006 года под контролем ФСБ де-факто оставалось СИЗО-2 «Лефортово» в Москве. В прошлом году сотрудники «Мемориала» писали, что в ведении спецслужбы с начала войны в Украине находится и СИЗО-2 в Таганроге, где держат пленных украинцев, к которым применяют пытки.
В СССР «внутренние тюрьмы», подконтрольные органам госбезопасности, появились в эпоху массовых репрессий 1930-х годов. После смерти советского вождя Иосифа Сталина многие места заключений были закрыты, а в 1960-х перестала работать и тюрьма на Лубянке, писал портал «Агентура.ру».
КГБ оставил за собой ряд изоляторов, включая «Лефортово», в котором содержались диссиденты и подозреваемые в шпионаже. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, который потребовал от Москвы отделить следственные органы от тюрем, поскольку в противном случае у следователей остается возможность оказывать давление на заключенных.