
Оправданны ли надежды Сухуми на Минск и его Союз с Москвой?
16/11/2021 14:45:33 Конфликты
Информация о том, что в белорусский парламент якобы внесен проект заявления о признании независимости Абхазии и “Южной Осетии”, оказалась фейком. Несмотря на нынешнюю близость с Путинской Россией, Александр Лукашенко надежд Сухуми вновь не оправдал. Хотя стоит ли вообще строить какие-либо надежды, а тем более связывать свое будущее с режимами, подобными нынешнему белорусскому и российскому? - вот над чем стоит задуматься Сухуми, в последнее время под жестким давлением Москвы взявшему таки курс на интеграцию в т.н. Союзное государство России и Белоруссии.
Но давайте по порядку. Несколько дней назад на телеграмм-канале «Незыгарь», аффилированном с Кремлем, появился пост о том, что на рассмотрение белорусской “Палаты представителей” будет вынесен проект постановления “о признании независимости Абхазии и Южной Осетии”. По данным «Незыгаря», ссылающегося на инсайдерскую информацию из Минских коридоров власти, с такой частной инициативой выступил заместитель председателя постоянной комиссии белорусского Парламента по международным делам Тенгиз Думбадзе – человек, в своё время руководивший Государственным комитетом по телевидению и радиовещанию в Аджарской автономии Грузии, а после грузинской Революции роз и побега из Аджарии администрации Аслана Абашидзе получивший гражданство в Белоруссии. Так вот, согласно версии «Незыгаря», Тенгиз Думбадзе проявил частную инициативу, внеся свое постановление в “Палату представителей”, однако его вызвали в Администрацию президента Белоруссии и попросили отозвать проект.
Чуть позже к той же теме обратился в своем телеграмм-канале “Почетный консул Абхазии в Ростове-на-Дону” Адик Аршба. «[…] В белорусский парламент внесен проект заявления о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Событие абсолютно логичное, немного запоздавшее, но от этого не менее полезное и значимое. Годы работы, включая усилия нашей команды по выстраиванию контактов с белорусскими коллегами, дают свой результат» - написал Аршба. Информация тут же расползлась по абхазским, осетинским и российским СМИ. Параллельно начались бурные обсуждения в соцсетях. Причем большая часть комментаторов в ответ на утверждение Аршба указывала, что “произошедшее” – не результат “годов работы по выстраиванию контактов с белорусскими коллегами”, а просто “жест благодарности Лукашенко Путину”.
А еще позже, 16 ноября, вышесказанное прокомментировал осетинский “президент” Анатолий Бибилов, безо всякой конкретики заявив журналистам, что ожидает признания не только от Белоруссии и что “дальнейшие признания будут”.
Однако пока все это - лишь попытки выдать желаемое за действительное. Журналистам, обратившимся за комментариями в секретариат нижней палаты белорусского Парламента, заявили, что проект закона о признании Абхазии и “Южной Осетии” в законодательный орган не поступал, да и вообще «этот вопрос не является объектом законодательного регулирования». “Акцент” решил перепроверить информацию и в грузинском внешнеполитическом ведомстве, где, в частности, заявили: “Посольство Грузии в Минске связалось как с МИД Белоруссии, так и с Парламентом этой страны, где опровергли информацию о рассматривании вопроса признания Сухуми и Цхинвали, назвав распространенную информацию ложью”.
Справедливости ради отметим, что в прошлом вопрос признания Сухуми и Цхинвали действительно мелькал в белорусской повестке дня. Так, 19 ноября 2009 года парламентскую делегацию Белоруссии принимал югоосетинский “президент” Эдуард Кокойты, а 27 ноября осетинская делегация присутствовала на 36-й сессии “Парламентского собрания Союза России и Белоруссии”, и если верить осетинским “депутатам”, белорусские парламентарии тогда даже решили создать рабочую группу по подготовке рассмотрения вопроса о признании. Однако вскоре после этого белорусские депутаты посетили Тбилиси, и уже в декабре заявили, что не будут рассматривать вопрос.
Аналогичной “гибкостью” характеризовалась и позиция Александра Лукашенко. Ранее в одном из интервью российским СМИ он заявлял, что «не будет продавать свою позицию», пояснив, что в случае признания Абхазии и “Южной Осетии” Россия предлагала ему транш в размере 500 млн долларов. А в августе 2020-го, в интервью Дмитрию Гордону Лукашенко уже возмущался тому, что в условиях, когда Запад грозит Минску дополнительными санкциями в случае признания Абхазии и “Южной Осетии”, Москва отказала ему компенсировать ожидаемые экономические потери.
Так что в данном вопросе для Минска решения, судя по всему, во многом зависят от текущей политической конъюнктуры, и предугадать, как решит поступить режим Лукашенко завтра – задача не из простых. Но на сегодняшний день, несмотря на его вынужденное сближение с Москвой, факт заключается в том, что Минск по-прежнему поддерживает государственный суверенитет и территориальную целостность Грузии.
Недоумение, высказываемое по этому поводу в абхазском и осетинском сегментах соцсетей, беспочвенным назвать сложно. Ведь действительно, совершенно непонятно, каким образом должны сосуществовать в составе нового Союзного государства Абхазия и “Южная Осетия” с Белоруссией, не будучи признанными Минском? Теоретически, тут два варианта: либо Москва Александра Григорьевича все же уломает, либо Абхазии (как и давно согласной и на это “Южной Осетии”) придется вступать в состав не Союзного государства, а РФ.
Хотя когда речь о режимах, подобных Путинскому и Лукашенковскому, возможно все что угодно. Так, например, очень “своеобразна” позиция Минска, создающего Союз с Москвой, в отношении аннексированного Россией Крыма: до сих пор режим Лукашенко не заявлял о признании полуострова российским, хотя и не выступал с осуждением аннексии; всего несколько месяцев назад, летом нынешнего года Александр Лукашенко говорил, что “готов признать Крым частью России только после того, как это сделают все российские олигархи”; а на днях глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что “в реальности, Крым является сейчас российской территорией, и надо исходить из этого"... И тут режим Лукашенко, видимо, вогнал в недоумение даже Москву: во всяком случае, ни МИД РФ, ни Кремль заявление Макея до сих пор не прокомментировали.
Вот как-то так решаются у Лукашенко подобные “пустяковые” вопросы. Ну а вы решайте сами: стоит ли завтра полагаться на сказанное представителями этого режима сегодня? Насколько прочным могло бы быть его решение о признании Абхазии, если бы такое на самом деле произошло? Да и вообще, насколько ценным может быть возможное признание со стороны режима Лукашенко, легитимность которого после печально известных выборов и последовавших за ними антидемократических действий властей ставит под сомнение весь цивилизованный мир? Ведь опыт признанности и сотрудничества с правителем Сирии Башаром аль Асадом, уже годами находящимся в схожем с Лукашенковским изолированном положении, у “Страны души” уже имеется, и какую ей это принесло пользу в политическом, экономическом или каком-либо ином плане – в Абхазии всем прекрасно известно.
Если кто, веря Кремлевской пропаганде, считает, что Абхазия, вступив в этот Союз, получит какие-то шансы на внешнеполитический “прорыв”, то это совершенно зря. Напомним, что Россия – уже действующий член этого Союза, аннексировавшая Крым еще в 2014 году, но не получившая признания полуострова частью РФ от большинства стран мира, до сих пор находится под соответствующими санкциями США и Евросоюза в ожидании новых, и признавать Крым российским никто не намерен. Аналогична позиция всего цивилизованного мира и по Абхазии с “Южной Осетией”, и возможная их интеграция в создаваемое Путиным и Лукашенко Союзное государство для Сухуми и Цхинвали в плане международного признания точно так же ничего не изменит. Вместо этого даже попытка их принятия в СГ поставит под еще больший удар сам Союз, признавать легитимность которого мировое сообщество и так не собирается.
Так, в начале октября Европарламент принял резолюцию, в которой открыто осудил интеграционные процессы между Москвой и Минском по созданию Союзного государства. «Европарламент считает это нарушением суверенитета Белоруссии, поскольку белорусский народ лишается права определять будущее своей страны. И если Россия продолжит свою текущую политику в отношении Белоруссии, ЕС должен будет ввести дополнительные меры сдерживания в отношении России», — говорится в документе. В Европарламенте запросили от институтов ЕС регулярных отчетов о фактах «вмешательства Кремля в жизнь Белоруссии». Кроме того, по мнению европейских политиков, усиление экономической интеграции двух стран повышает риск того, что «Лукашенко продолжит поступаться суверенитетом Белоруссии в обмен на дополнительную поддержку со стороны России».
Так зачем Абхазии в такой Союз? Чем придется поступиться ей и в обмен на что? Вот над чем населению “Страны души” стоит сейчас хорошенько подумать, причем срочно – пока не стало поздно. Ведь Москва, используя сразу все – и политические, и экономические рычаги давления, и знаменитую “мягкую силу”, подгоняет Абхазию в реализации “Плана создания единого социально-экономического пространства”, давно пылящегося в законодательном органе “Страны души”. А зачастивший в Москву Аслан Бжания, до последнего времени пытавшийся сопротивляться давлению “стратегического друга”, теперь заметно активизировался в реализации этого документа и начал убеждать население в “необходимости” выполнения одного Московского требования за другим. Среди них - и вопросы гражданства, и снятие законодательных запретов на продажу/сдачу в долгосрочную аренду стратегических объектов, и допущение продажи недвижимости россиянам, и многое другое, грозящее Абхазии, по сути, превращением в очередной субъект РФ. Каждый раз, вернувшись из Москвы, Бжания заявляет, что все это «даст Абхазии новые возможности в плане экономического развития”, причем “без ущерба для государственного суверенитета”.
Однако реально, если Абхазия позволит Владимиру Путину превратить ее в часть своего очередного имперского каприза и утянуть в т.н. Союзное государство, вместо столь желанного окна в мир Сухуми получит лишь форточку в антидемократическое, находящееся под всевозможными санкциями, изолированное от всего цивилизованного мира пространство, ничем не похожее на то, о чем давно мечтает уставшее ото всего население “Страны души”.
Екатерина Цанава