
Путин для обхода санкций собрал в свой «теневой флот» каждый шестой нефтяной танкер в мире
22/09/2025 10:01:19 Мир
Российский «теневой флот», который Москва создала для обхода западных санкций, продолжает расти: в начале 2025 года он насчитывал около 940 судов, что на 45% больше, чем годом ранее. Таким образом, в него вошел каждый шестой (17%) эксплуатирующийся в мире танкер. Это следует из подсчетов S&P Global Merket Intelligence, которые приводит New York Times (NYT). При этом «теневой флот» России в основном состоит из старых судов — их средний возраст составляет около 20 лет, тогда как у мирового флота танкеров показатель находится на уровне 13 лет.
На текущий момент Евросоюз, США, Великобритания, Канада и Австралия ввели санкции против более 500 судов российского «теневого флота». Ограничения затрудняют работу с ними, в частности, запрещают попавшим в «черный список» судам заходить в порты. В результате многие из танкеров, которые используются для транспортировки российской нефти, работают без надлежащего страхования, часто меняют флаги, подают ложные данные о местонахождении и осуществляют перегрузку нефти в море. Все это затрудняет отслеживание происхождения нефти и контроль за соблюдением санкций, но также увеличивает риск разлива нефть и экологической катастрофы, пишет NYT.
«Многие хотят сделать самую простую часть — наложить санкции. Но на самом деле мы создали еще большую проблему. Санкции не выводят их (танкеры. — ТМТ) из бизнеса. Они выводят их из легального бизнеса», — отметил эксперт по морской безопасности и основатель исследовательской фирмы I.R. Consilium Ян Ралби.
Несмотря на то, что Россия в ответ на санкции продолжает расширять «теневой флот», ей приходится каждый раз платить за новые танкеры, что увеличивает издержки, говорит посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан. Однако, по словам Ралби, своими действиями Запад подталкивает Россию к созданию обширной нелегальной экономики. Также Москва показывает другим странам возможности для обхода существующего порядка и выстраивает теневую торговлю с Китаем и Индией. Но, как отметили в разговоре с NYT европейские чиновники, альтернативой этому является ничего не делать, что в текущей ситуации неприемлемо.